top of page

Гора Качканар: Буддийская община Шад Тчуп Линг

Месторасположение: город Качканар, Свердловская область

Расстояние от Перми: 280 километров Горная система: Средний Урал Высота вершины: 880 метров над уровнем моря

Фотографии из архива ноябрь 2015 г. и март 2018

Гора Качканар находится вблизи географической границы частей света Европа - Азия. Склоны вершины пологи и покрыты хвойным лесом, а так же причудливыми скальными останцами. А с 1995 года здесь началась история

возведения буддийского монастыря Шад Тчуп Линг. До того времени в Уральском регионе не была представлена

буддийская традиция. И вот уже на протяжении двадцати с лишним лет идет непрерывное строительство храма.

В 2016 году власти хотели снести его для разработки месторождения железной руды, но впоследствии отложили эти

планы.

Восхождение

Путь на вершину пологий и составляет около 6 километров. По ходу тропы появляются ленточки на деревьях.

Примерно через два километра смотровая площадка на Западный карьер крупнейшего в стране горно-обогатительного комбината.

Карьер

В 1957 году у подножия горы началась стройка Качканарского ГОКа. Вскоре здесь появился и город.

Сегодня переработка железной руды продолжается, карьер расширяется.

Если приглядеться можно увидеть оранжевые грузовики. По их размеру можно определить, что карьер действительно огромный!

Вход в монастырь

Когда увидим канатную переправу по которой затаскивают стройматериалы в монастырь, это будет значить что мы почти пришли. Осталось лишь еще чуть-чуть подняться вверх по тропинке и мы подойдем к главной входной группе монастыря.

При входе на "доске объявлений" можно ознакомиться с историей монастыря, картой местности и правилами поведения.

Культовые сооружения - ступы.

Скульптура дракона.

Самый известный каменный останец на вершине скала "Верблюд". Кстати тюркский топоним "Кашканар"

значит "лысый верблюд". Чтобы выйти к нему необязательно заходить на территорию общины. (фото март 2018)

Внутренний двор монастыря

Вид на Качканар с вершины (март 2018)

Вид на монастырские постройки (ноябрь 2015)

Возвращаетесь ли вы в места, в которых уже были? Впервые я была здесь в 2015 году. И сегодня вижу как изменился монастырь, возвысился огромный Будда, установка которого была значимым событием.

Буддизм на Урале

В России буддизм - традиционная религия бурят, тувинцев и калмыков. На Урале буддийских общин не было плоть

до 1995 года, пока сюда не приехал бывший военный Михаил Санников.

Основание монастыря

В 1995 году на вершине Качканар был создан «Шад Тчуп Линг». Сегодня сюда беспрерывно приезжают туристы.

Послушники общины рассказывают про сбой быт, угощают горячим чаем и приглашают помочь в строительстве храма.

А существует он, кстати, на подношения прихожан и туристов, которые редко приходят с пустыми руками.

Снесут или не снесут

Уже несколько лет уральскому монастырю угрожает сносом горно-обогатительный комбинат.

Основатель храма не оформлял разрешение на постройку, и по закону "Евраз" имеет право выгнать общину.

Однако качканарский лама не раз пытался официально зарегистрировать монастырские постройки, хоть и безуспешно.Судебные приставы постановили "снести". И тогда за Шад Тчуп Линг начали собирать петицию. Вступились многие.

Одним из них стал Борис Гребенщиков. Шад Тчуп Линг все еще цел.То ли от того, что голос защитников был услышан, то ли просто снос решили отложить. "Какое-то время я следила за новостями в СМИ, помню там писали, что монастырь собираются сносить. Потом перестала следить за информацией, и что в итоге? Чем грозят власти на сегодняшний день?" - задала я вопрос мирской-монахине. "Нас будут сносить, но мы продолжаем строиться".

Интервью

Мы сидели на полу с кружкой горячего чая и внимательно слушали рассказ мирянки-монахини про быт с общине. И лишь одна я завалила ее вопросами:

- Кто такой монах?

Монах это тот, кто отказался от всего мирского и принял обеты. У женщины их примерно около 300 у мужчин 200.

- И еще мне всегда было интересно, почему буддийские монахи бреют голову?

Чтобы избавиться от привязанностей.

- Но в чем здесь привязанность? Волосы это же естественно, это то, что дала нам природа. Вот, например йоги наоборот никогда не стригут волосы и заплетают их в дреды. В славянстве так же говорят, что женская сила в ее косе. В Ветхом Завете могущественный воин Самсон говорил: «Бритва не касалась головы моей. Если же остричь меня, то отступит от меня сила моя». И все помнят что случилось, когда остригли его длинные волосы. Так для чего же в буддизме бреют головы?

- Не каждая женщина просто так возьмет и побреется наголо. Она будет думать, и переживать, а как же я буду выглядеть? А что обо мне подумают? Это и есть избавление от привязанности. Когда я сюда ехала, тоже сначала думала, наверное, мне придется избавиться от волос, как же я это сделаю... И через месяц я просто взяла и сбрила их. И ничего. Волосы – это желание украсить свое тело и создать индивидуальный образ. Вместе с волосами отсекаются любые желания и все мирское уходит.

И тут-то мне сразу стало понятно, почему у женщин триста обетов, а у мужчин всего двести. Для мужчины это обычное дело – сбрить волосы. Женщине труднее одолеть свою эмоциональную природу. И, тем не менее, она способна достичь тех, же религиозных результатов, что и мужчина.

- Причиной страдания людей являются они сами, их привязанность к жизни, материальным ценностям. Все наши представления о том, что такое хорошо и что такое плохо – это субъективные восприятия. В буддизме нет ни черного, ни белого. Тебя ничего не беспокоит. Есть у тебя что-то - хорошо. Нет – тоже хорошо.

Я не постеснялась так же задать ей вопрос: Есть ли на сегодняшний день в монастыре монахи? На что она ответила – нет. А есть ли те, кто пришел сюда с этим намерением? На что я тоже не получила положительного ответа.

«Стать монахом это серьезный шаг. Это полное принятие и отказ от абсолютно всех мирских желаний.

Это так же значит никогда не заводить семью».

Ученики основателя общины Ламы Докшита разъехались учиться буддизму одни в Таиланд, другие в Монголию. Здесь живет сам Лама, и несколько послушников, число которых постоянно меняется. Одни приезжают сюда на два дня,

другие на месяц, а кто и больше."

- Каждый желающий может прийти и пожить у нас. Кто два дня, кто неделю, а кто и больше. Помочь в строительстве монастыря, а так же познакомиться с буддизмом и понять интересно ли ему это. Первое с чего начинается учение это с выбора книги. Вот у нас здесь книжная полка – она показывает на библиотеку у стены – учение начинается с того, что ты выбираешь любую понравившуюся книгу и читаешь ее.

Одна из основных целей монастырского комплекса - сохранение буддийского учения ив частности уникальной системысамопознания и самосовершенствования.

Живем мы здесь по расписанию. Ранний подъем, практики, чтение и обсуждение книг. Много работы по строительству, распределяем мы все по дежурству. Вот сегодня, например я ответственная за прием, а Саша угощает гостей чаем. Кстати, если я буду рассказывать что-то по два раза, не обращайте внимания. Я целый день сегодня рассказываю про быт в монастыре, так что могу повторяться. «Работы в монастыре много» - вот эту фразу она повторила точно не раз. Вот, например всех прихожан мы угощаем чаем, а чтобы добыть на него воду нужно очень, очень много снега. Из огромного его количества выжимается лишь капля.

Так же мы плетем мандалы и браслетики. Вы можете выбрать их себе. А я расскажу вам, про их цвет и про то чего вам не хватает. на что обратить свое внимание.

Качканар - одна из самых высоких гор среднего Урала, которая содержит богатые запасы железной руды.

И если бы через 40 лет после основания ГОКа на Качканаре не появился буддийский монастырь,

единственный такой здесь, то на этом самом месте уже давным-давно образовался бы очередной карьер. Вот только представьте, вместо всех этих заснеженных елок очередной карьер!

Интересно возвращаться в места в которых ты уже был. Тем более в горы. За три года после моего первого похода здесь многое поменялось, расширился монастырь, возвысился огромный Будда. Лишь гора и каменные останцы как стояли так по-прежнему и стоят. Правда в этот раз снега поменьше. Природа уже чувствует наступление весны. А это же был мой первый зимний поход! Который сегодня кажется совсем пологим и простым подъемом из всех мест в которых я после побывала. Кстати, тогда я только вернулась из своего тоже первого долгого путешествия и оказалась сразу из лета в суровой уральской зиме.

Вот что я нашла в своей заметке про Качканар 2015 года: "Мы поднимались на вершину в полной темноте, освещая дорогу фонариком. Все смотрели под ноги, чтобы не оступаться, в то время как я глазела по сторонам и восхищалась снежными скульптурами, сотворенными природой. Душа моя радовалась от того как переливался иней на елках, а уши наслаждались музыкой хрустящего под ногами снега. Полной грудью, вдыхая морозный воздух и чувствуя морозец на моих щеках, я сама потихонечку покрывалась инеем. Именно здесь, на Качканаре, моей первой зимней вершине я поняла, что лучше гор может быть только море!"

Читайте также:
bottom of page