Мандариновый бум
- Екатерина Нестерова
- 1 февр. 2017 г.
- 7 мин. чтения
Сбор мандаринов в Абхазии начинается поздней осенью. Выращиванием цитрусовых здесь занимается каждый третий местный житель. Найти работу, не связанную с сельским хозяйством, в этой стране очень сложно. Сегодня на территории республики можно устроиться как на небольшую частную мандариновую плантацию, так и в большой совхоз. Так в начале ноября я начала работать в Государственном совхозе. В мандариновом саду размером 200 гектар, работали люди из разных городов России, Украины, Белоруссии, Казахстана и других.

Первый день сбора
В 7:30 все сборщики фруктов встретились у общего дома и отправились пешком до совхоза. На месте директор объявил, что они отвечают на нашу безопасность, и что совхоз будет оплачивать нам жилье. Единственное условие - выходить на работу каждый день. Всем выдали по ведру и еще тем, у кого не было секатора, разрешили выбрать себе любой из кучи инструментов. А после нас загрузили в кузов старой машины и повезли на плантации. Казалось, будто бы мы переместились во времени и где-то в советском союзе работали в колхозе.

На месте выдали еще по лестнице и каждому дали по ряду мандариновых деревьев. Так заканчивая один ряд, мы переходили на следующий. В режиме нон-стоп мы с энтузиазмом срезали мандарины один за другим, не отвлекаясь ни на что.

Погрузка ящиков проходила два раза в день.

В середине и в конце рабочего дня приезжал грузовик, собирал ящики у дороги, а жена нашего бригадира записывала их количество.

Работали без обеда с утра и до самого вечера, пока в 17:00 не раздастся звонкий голос нашего бригадира: «Автобус приехал! Заканчивайте, несите ящики. Завтра будет день!»

И тут же набирая скорость, срезаешь все быстрее и быстрее, чтобы дополнить ящик или чтобы поставить рекорд по их количеству. Сдав ящики, подсчитывают общее количество. И мы уставшие, но довольные занимаем места в нашем раритетном автобусе, который везет нас домой. «Остановите на повороте» - просит водителя тот, кто собрался в магазин. Автобус едет дальше. Домой мы возвращались уже по темноте. Вечер я провела в доме, в который меня поселили, со всей семьей в большой теплой комнате за разговорами.
Рабочие будни
Последующие дни сбора проходили примерно в таком же режиме. Автобус приезжал за нами в 7:30 Слышно его было, чуть ли не за километр. В салоне часто что-то дымилось, в полу недалеко от водителя была дырка, сидения разваливались и с потолка, бывало, отваливался какая-нибудь часть. Как только «это» еще работало, оставалось загадкой. А мы счастливые, подпрыгивая на кочках, каждый день в хорошую погоду ехали на плантации. В ноябре температура часто поднимается до 20 градусов. Так что работали мы в одних футболках.

Я работала не хуже любого мужчины. Работала с ними наравне, и даже лучше многих. Ставила лестницу, лазила на самую верхушку дерева, таскала по два полных ведра мандарин до дороги, где пересыпала их в ящик. В среднем собирала по 20 ящиков. Один, к слову весит 15 килограмм. Многие удивлялись, как это у меня получается собирать столько. Ну а я в свою очередь не понимала, как можно собирать меньше?

В первые дни нас привозили на идеальную равнину, с идеальными урожайными деревьями. А нам тогда все казалось, что могло бы быть лучше. Но чем дальше в совхоз, тем выше косогоры. Следующие "равнины" больше не были равнинами. Их стали чередовать с крутыми косогорами, давая нам "отдыхать". Три дня там, три дня тут.

И вот мы дошли до площадки "Бермудский треугольник", так обозвал ее наш бригадир. Которую мы обрабатывали несколько дней. Это был крутой склон, с кривыми рядами, а ведра с мандаринами приходилось поднимать в гору под острым углом. Бригадир говорил, что до заморозков нам нужно успеть собрать урожай, иначе мандарины погибнут. Мы могли работать без выходных 11 дней подряд, а потом столько же отдыхать пока идут дожди.

Цитрусовая диета
Часто из-за раннего подъема я не успевала позавтракать. И завтрак, и обед мне заменяли мандарины, которые я щелкала как семечки, сидя на дереве. После это уже вошло в привычку. Я могла не есть до самого вечера ничего кроме мандаринов и не ощущать чувство голода. Многие спрашивают: «Ты наверное больше смотреть на мандарины не можешь?» Но несмотря на такое долговременное монопитание, я не могу сказать: «Да, меня от них уже тошнит», на удивление себе подобного чувство не возникло. Но последствия были. Мои ладони стали желтыми. И цвет лица тоже изменился. Кожа приобрела желтый оттенок, это заметили все, когда я вернулась домой. Но в этом нет ничего страшного, да и сейчас уже все прошло.
Искусство сбора
Основной целью является обеспечение фруктам сохранности. При должном подходе мандарины "живут" несколько месяцев. Секатор - самый главный инструмент. Он должен быть удобным, и хорошо лежать в руке. Главное аккуратно срезать плодоножки. Они не должны быть слишком длинными, чтобы в ящике не травмировали друг друга. А если их не будет вообще, то мандарин долго не сохранится. Срезать цитрусы можно даже зелеными, потом они дозревают в ящиках. Так же очень важно случайно не прокалывать и не царапать кожуру мандарина секатором.

Важно сколько фруктов помещается в ладошку. Чем больше, тем продуктивнее работа. Если вы правша ведро должно стоять слева от вас. Правой рукой срезаешь секатором фрукты, собирая их левой. В мою еле помещалось четыре плода разных размеров. И тут же отправляешь их в ведро. Движений должно быть как можно меньше. Если фрукт выпал из ладони или случайно отскочил, тратить на него время и собирать с пола не стоит. За это время можно отправить в ведро еще несколько вновь нарезанных плодов. Если не хотите, чтобы руки были черными, в мандариновой пыли и натирать мозоли, то лучше работать в перчатках. Но в них секатор скользит в руке. Я работала голыми руками и натерла себе множество мозолей, а потом на старых мозолях натирала новые. Еще я часто кончиком секатора подрезала себе пальцы. Из обуви лучше всего подойдут резиновые сапоги или галоши. Но когда начнутся заморозки, в резиновых сапогах ноги будут замерзать и даже шерстяные носки не смогут помочь. Волосы должны быть собраны, а лучше всего надеть что-то на голову, иначе они постоянно будут цепляться за ветки. Здесь, конечно же тяжело оставаться женственной, так как в юбке на дерево не полезешь. "Тебе идет с распущенными волосами" - говорили ребята, когда я распускала свои косы. Чаще меня можно было увидеть в резиновых сапогах и собранными в пучок волосами.

Первый выходной
Всю нашу бригаду вывезли на экскурсию в село Черниговка, Гульрипшского района. Где мы гуляли вдоль горной речки Мачара, наслаждаясь видами красивой и необычной тропической растительности.

Нелетная погода
Когда шли дожди мы закупались продуктами на рынке в Сухуми. "Девушка, возьмите апельсины. Сладкие!" - кричали продавцы. "Даром не возьмем!" - улыбались мы в ответ. Еще одним из основных занятий в выходные стали горячие источники.
Горячие источники
В дороге нам постоянно встречались общительные местные жители, которые спрашивали куда мы, от куда, где живем. Кто не встречался нам на пути всегда останавливались, чтобы поговорить.

Издалека был виден пар поднимающийся от земли. Мы уже пришли. На улице стемнело, но яркая луна освещает все вокруг. В воде приятно тепло, мышцы тела расслабляются после тяжелой работы. Еще недавно я мечтала о горячей ванне, когда вечером после рабочего дня калачиком сидела в душе под горячей струей воды. Дно в источнике илистое и мне неприятно было опускать в него ноги, тогда мой друг перетащил меня на камушек. Через время я привыкла. И уже намазывала эту грязь на лицо и смело топталась в ней ногами. А когда становилось слишком жарко вылазила поваляться на вонючей травке. Приехали местные и сказали что про этот источник знают далеко не все. Вообще их в Абхазии несколько. Когда стало слишком жарко, мы натянули на себя белье прямо в воде, чтобы вылезти. Кстати, если вы поклонник нудизма купаться нагишом в публичных местах здесь не следует.
Жители Абхазии – гостеприимны и дружелюбны. В свою очередь, и вы, как гость, должны уважать и проявлять терпимость к обычаям страны, в которую прибыли. Будьте вежливы, не проявляйте пренебрежения к местной культуре. Помните, что вы едите на Кавказ, где чтят гостей, но также где есть свои обычаи. Относитесь с уважением, не допускайте оскорблений и вы узнаете, что такое кавказское гостеприимство!
Мы пошли босиком до моря. Местная женщина удивлялась и ахала, когда мы сказали ей что идем купаться. Подходя к пляжу я бросила свой рюкзак: "Ну что кто первый?" И ускорилась. Мой товарищ ускорился вместе со мной. Второй остался где-то позади. Синхронно мы нырнули в обжигающее море. На небе загорались звезды. Грязь смылась в соленой воде. Тело перестало дрожать. Вода становилась теплее. Когда мы вышли из воды, упали на камни и смотрели на звезды пока не стали замерзать. А после мы вернулись в горячий источник. Теперь он обжигал холодное тело. Местные через время уехали и мы остались одни. А когда насиделись в горячей воде, отправились ловить машину. Мы застопили дедушку, что ехал с рыбалки. Я сидела рядом с ведром, в котором бултыхалась пойманная рыба. Дедушка проехал свой поворот и повез нас дальше. Мы сказали, что поедем на попутках, а он переживал, что высадит нас там где не поймать машины и повез дальше. В итоге высадил прямо перед автобусом. Оказалось, что они еще ходят. И так мы из машины пересели сразу в маршрутку до Сухуми. Шли пешком по ночной столице Абхазии. Людей было очень мало. Даже в зданиях не горел свет. Здесь я увидела многоэтажки, которых не замечала в других городах республики. Другие города и поселки состояли в основном из частных секторов. Реклама в столице была не слишком броской, из-за чего видно красивую архитектуру. Во многих городах и поселках здесь ее кстати вообще практически нет. Так мы прошли пешком почти через весь Сухуми и на трассе поймали машину, которая довезла нас до поворота к нашему дому. Мы еще успели зайти в магазин и познакомиться с молодым абхазцем, который оказалось живет с нами на одной улице. По короткой дороге через гаражи, светом от фонаря осветили стоящую в темноте одинокую корову и вышли к дому.
Калибровочный цех
С плантаций ящиками мандарины отправляются в сортировочный цех. Там проводят «ревизию» и отбирают, какие мандарины можно отправить на продажу, а какие - забраковать как неликвид. Главный критерий - оттенок кожуры и размер.

Истосковавшись по работе в нелетную погоду я успела поработать и здесь. Хоть ведра здесь таскать не нужно, но работа такая же монотонная. Однако, с работой в саду на свежем воздухе и на солнышке она не сравнится. В холодном помещении стоят тонны ящиков с мандаринами, которые нужно откалибровать по размеру, цвету и свежести.

Перед собой ты ставишь несколько ящиков, в один скидываешь зеленые, в другой горошек, в третий порезанные и без плодоножек. Львиная доля урожая отправляется на российские рынки.

Сбор после дождей
Время уже 7:30 автобуса все нет. Мой друг уже в полном обмундировании: "Я готов работать. Ну сколько можно уже!" Из моей бывшей комнаты позади нас открывается окно: "Работаем сегодня?" - приподнявшись с кровати спрашивает взъерошенный сосед. Вдруг раздалось знакомое рычание нашей машины. "Едет!" - крикнул кто-то. Тут все сразу закопошились. Машина заполнилась. Людей прибавилось, за выходные приехали новенькие. Сидячих мест уже не хватало. Кто-то сидел у друга на коленках, кто-то стоял. Все довольные и соскучившиеся по работе. Приехали на плантации, а там иней на траве и мокрые деревья.

Работали в режиме улитки. Казалось бы должны с новыми силами приступить к работе, но мы разнежились и обленились. Движения были скованными и неприятными от сырости вокруг. Со временем, солнышко вновь выглянуло, капли на деревьях высохли и работа завертелась, как и прежде.

Заморозки
Когда в субтропическую Абхазию заходила зима, мы радовались снегу как дети! И как это обычно бывает на юге, снег долго не пролежал и тут же растаял. Но поиграть в снежки мы все-таки успели. После очередных дождливых и холодных выходных начались заморозки и когда мы вновь вышли на работу мандарины стали погибать. Поэтому было так важно собрать урожай до наступления холодов. Многие стали разъезжаться, но многие остались встречать в Абхазии новый год. Вот и я уехала, хоть и хотела остаться, хоть и отпускать меня никто не хотел. Но желание провести свой день рождения в кругу семьи оказалось сильнее.

Comments